
Мне как программисту и сотруднику вуза понятно, зачем нужна регистрация программ и баз данных, и что она даёт. Можно создать базу данных для электронного учебника или обучающего курса, зарегистрировать это всё в Роспатенте и получить свидетельство. Ссылаться на это свидетельство можно так же, как и на любую другую публикацию (статью, книгу).
Но когда я вижу, что в качестве базы данных мои коллеги регистрируют таблицу Excel или текстовый документ Word, то я испытываю шок.
Итак, давайте разберём все особенности этого процесса и ошибки, которые допускают авторы.
Результаты интеллектуальной деятельности в университете
В отчёты о научно-исследовательской деятельности, в заявки на получение грантов, в документы для прохождения аттестации и избрания на должность включают сведения об охраняемых результатах интеллектуальной деятельности (РИД):
- научные публикации;
- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
- базы данных;
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем.
Научная публикация — основной вид РИД в науке и образовании. Статьи в журналах, учебники, монографии, курсы лекций и т.п. — всё это научные произведения, опубликованные в бумажном или электронном виде.
Для охраны прав на РИД, отличных от публикаций, предусмотрена государственная регистрация с указанием авторов и правообладателей в свидетельстве. На свидетельство о госрегистрации можно ссылаться точно так же, как на научную публикацию.
Почему регистрация баз данных популярна
Согласно сведениям из информационно-аналитической системы «Результаты научной деятельности» (http://science.asu.edu.ru) на базы данных приходится четверть всех свидетельств о госрегистрации в университете (Рис. 1):

Рис. 1. Диаграмма распределения числа зарегистрированных РИД по видам
Популярность этого вида РИД легко объяснить: регистрировать в качестве базы данных можно практически всё. Это могут быть результаты расчётов, экспериментов, наблюдений; словари; статьи на сайте и т.п. То есть любой структурированный набор текстовых или числовых данных, объединённых общей идеей или тематикой.
По результатам исследования открытого реестра баз данных (https://rospatent.gov.ru/opendata/7730176088-bd), авторы регистрируют лекции, задания, глоссарии терминов, рабочие программы и учебно-методические комплексы.
Причины, по которым сотрудники вуза выбирают госрегистрацию базы данных вместо издания научной публикации, следующие:
- Правовая охрана и возможность предоставления лицензии третьим лицам. Авторы хотят защитить права на собственные разработки и материалы.
- Это сравнительно простой способ получить в свой послужной список ещё один РИД. Здесь не надо общаться с издательством, неоднократно дорабатывать рукопись, ждать выхода издания в свет.
Текстовый документ как база данных: так можно?
Мы исследовали открытый реестр свидетельств о госрегистрации баз данных, связанных с учебными материалами. Оказалось, что 35 % из них — это разработки, которые фактически базами данных не являются.
В таких свидетельствах в признаке «Вид и версия системы управления базой данных» указаны текстовые редакторы, программы для создания презентаций, веб-браузеры. С помощью этих программ можно создавать и редактировать файлы. А некоторые из них служат только для просмотра содержимого файлов. И ни одна из указанных программ не позволяет ни создавать, ни управлять базами данных.
Получается, что авторы выдают за базу данных обычный текстовый документ (научное произведение, учебно-методическую документацию).
Немного терминологии
Базой данных является «представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ)» (https://rospatent.gov.ru/ru/stateservices/gosudarstvennaya-registraciya-programmy-dlya-elektronnyh-vychislitelnyh-mashin-ili-bazy-dannyh-i-vydacha-svidetelstv-o-gosudarstvennoy-registracii-programmy-dlya-elektronnyh-vychislitelnyh-mashin-ili-bazy-dannyh-ih-dublikatov).
Определение по ГОСТ 20886 (http://docs.cntd.ru/document/gost-20886-85):
База данных — совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения данных и манипулирования данными, независимая от прикладных программ.
Другими словами, базой данных является набор систематизированных материалов по определённой тематике.
В заявлении на государственную регистрацию базы данных указываются вид и версия системы управления базой данных (СУБД):
Система управления базами данных — совокупность программ и языковых средств, предназначенных для управления данными в базе данных, ведения базы данных и обеспечения взаимодействия её с прикладными программами (ГОСТ 20886, http://docs.cntd.ru/document/gost-20886-85).
Текстовые редакторы, программы для создания презентаций, электронных таблиц и другие прикладные программы позволяют открыть, закрыть и отредактировать файл. Создать же базу данных и обеспечить взаимодействие с ней можно только с помощью СУБД.
Как зарегистрировать базу данных правильно
1. Создать базу данных из имеющихся текстовых документов.
Для этого нужно разбить документ на разделы (главы, подглавы и пр.) и сохранить их в отдельных файлах.
Выбрать СУБД для создания базы данных. Существует много бесплатных вариантов. Например, LibreOffice Base имеет понятный интерфейс, похожий на большинство офисных программ.
Продумать структуру базы данных и создать её. В базе данных может быть всего одна таблица, и это нормально.
Скопировать текст из файлов в таблицу базы данных или загрузить файлы целиком, если это позволяет СУБД.
Как создать простую базу данных самостоятельно, читайте в нашей другой статье.
2. Заполняем заявление на регистрацию и указываем использованную на предыдущем шаге СУБД. Никаких MS Word, Excel, PowerPoint, Internet Explorer и т. д.!
Бонус для тех, кто дочитал статью: шаблон готовой базы данных, созданной в LibreOffice Base.